Храм или мавзолей?

мавзолей Волконских, храм свт.Димитрия Ростовского, суханово

Сухановский мавзолей известен многим в архитектурных кругах как погребальное сооружение для князей Волконских. Многие годы именно так называлось здание храма святителя Димитрия Ростовского в Суханове. В наше время можно встретить название «мавзолей Волконских» и в путеводителях, и на карте официального сайта Союза архитекторов России[19], где в условных обозначениях мы находим:

1.Главный дом.
2.Жилой флигель.
3.Кухонный флигель.
4. Конюшня с каретным сараем.
5.Дом для приезжих.
6. Дом церковнослужителей.
7. Дом управляющего.
8. Мавзолей Волконских.
9. Скульптура «Дева с кувшином».
10. Мост через овраг.
11. Беседка «Храм Венеры».
12. Парк.
карта Суханово, мавзолей Волконских, храм свт.Димитрия Ростовского

карта усадьбы Суханово

Сегодня усадьба князей Волконских в Суханове находится в аварийном состоянии. Многие здания требуют капитального ремонта, в том числе и так называемый мавзолей. Здесь, 19 декабря 2010 года был отслужен молебен после длительного векового перерыва, связанного с гонениями на Православную Церковь в России. Богослужение совершали протоиерей Димитрий Шпанько, настоятель Троицкой церкви в пос. Измайлово, к которой был приписан храм свт.Димитрия Ростовского, священник Павел Крысанов, настоятель Боголюбского храма пос.Дубровский и священник Роман Майсурадзе, настоятель Богородицерождественского храма с. Булатниково. С этого дня в храме совершаются молебны и по сей день. Так же непосредственно в самой усыпальнице князей Волконских, на месте бывших захоронений, регулярно служится заупокойная лития. 18 декабря 2011 года произошло ещё одно знаменательное событие: над куполом храма был воздвигнут крест, который был практически точно воссоздан по образцу оригинального, утраченного креста. В настоящее время в храме восстановлен временный алтарь и совершаются литургии по большим праздникам, а также крестные ходы.

мавзолей Волконских, Суханово, храм свт.Димитрия Ростовского, усыпальница Волконских, Суханово

Архитектурное сооружение, построенное в честь победы России в войне с Наполеоном 1812 года, во многих публикациях называется уникальным. В книге Михаила Михайловича Дунаева «К югу от Москвы» (1986г.), самым значительным архитектурным сооружением в усадьбе Суханово автор называет здание мавзолея князей Волконских. В подробном описании отсутствуют понятия «храм», «церковь». Идея «романтизации смерти» — вот главный художественный образ, представленный читателю.

мавзолей Волконских, суханово, храм свт.Димитрия Ростовского

«По оригинальности композиции, — писал знаток подмосковных усадеб архитектор Н.Я.Тихомиров (1955г.), — идейному содержанию и высокому мастерству исполнения Сухановский мавзолей, не имеющий равных в мировом зодчестве того времени, является выдающимся произведением русской классической архитектуры начала XIX века». Он же утверждал, что «это был не только мавзолей, но и памятник Славы 1812 года».
По мнению другого специалиста В.В.Згура «Сухановский мавзолей» представляется крайне важным памятником для истории русской архитектуры. Он исключителен не только в плане русского, но и западноевропейского ампира. Мы нигде больше не найдем подобного плана, подобного решения сложной архитектурной композиции».

мавзолей Волконских, храм свт.Димитрия Ростовского, усадьба Суханово, Суханово

В 1958 г. появилось отдельное издание, выпущенное профессором  Д. Аркиным, посвященное усадьбе Суханово и представлявшее собой небольшую популярную брошюру, не выдерживающую никакой критики. «Союз архитекторов осуществил большие строительные работы по восстановлению и приспособлению ряда помещений для их нового назначения, тщательно сохраняя архитектурно-художественный облик усадебного ансамбля и его отдельных частей, сложившийся в прошлом», — пишет автор. Едва ли истинность данного утверждения нуждается в комментариях. Описывая храм-мавзолей, Д. Аркин называет его не иначе как «здание, так называемый «мавзолей», и восхищается тем, как «хорошо связаны в архитектурно-художественном и планировочном отношении со старой частью здания — центральной ротондой» мавзолея новые корпуса, выстроенные, как известно, на месте уникальной полукруглой колоннады и колокольни храма. И это лишь самые яркие «странности» данного издания, не считая множества мелких. [20]

план церкви свт.Димитрия Ростовского, Суханово, мавзолей Волконских, усыпальница

В 1963 г. в журнале «Архитектура СССР» была опубликована статья Н.Я. Тихомирова (упоминавшегося выше), посвященная сухановскому мавзолею, — третья за все годы научная публикация, посвященная этому памятнику. [20]
В советский период в усадьбе Суханово размещались сменявшие друг друга учреждения и организации. Здесь находились: местный революционный комитет, школа 2 ступени, санаторий, лечебное учреждение, дом отдыха. В 1935 году усадьба выделена для Союза архитекторов как дом отдыха. По проекту видного архитектора В.Д. Кокорина дворец в 1945-46гг. был восстановлен и приспособлен для новых целей – как Дом творчества советских архитекторов.[3]

мавзолей Волконских, Суханово, столовая Дома творчества союза архитекторов, банкетный зал

В 1935, уничтожили колоннаду (связывающую церковь-мавзолей Димитрия Ростовского с колокольней и флигелями), к зданию мавзолея пристроили 2-этажные жилые корпуса, в мавзолее(?) уничтожили иконостас (созданный Д. И. Жилярди) и устроили столовую для отдыхающих.[4]
В те богоборческие годы советской власти многие храмы были раз-рушены, использовались как овощехранилища, склады, детские дома, гаражи и т.д. Один из храмов в Суханове – церковь Рождества Пресвятой Богородицы(1785г.), был разрушен до основания к 1930-м годам, а второй – храм свт.Димитрия Ростовского сохранился до наших дней, благодаря тому, что здесь был банкетный зал столовой Дома Творчества Союза архитекторов СССР.

От мавзолея В.И.Ленина на Красной площади до мавзолея в Суханово

Откуда могло возникнуть название «мавзолей» в Суханове? Здесь нужно вспомнить, что в 1924 году умер В.И.Ленин, глава советского государства. Смерть В.И.Ленина потрясла страну. В экстренном выпуске газет «Правда» и «Известия» от 23 января 1924 года в обращении Центрального комитета РКП к партии, ко всем трудящимся, было написано, что «…Нечеловеческая, неудержимая жажда работы, неустанная мысль, беспощадная растрата своей энергии сломили этот богатырский организм и погасили навсегда жизнь любимейшего из любимых — нашего Ильича. Но его физическая смерть не есть смерть его дела. Ленин живет в душе каждого члена нашей партии. Каждый член нашей партии есть частичка Ленина.

мавзолей Ленина, Красная площадь, Москва

Вся наша коммунистическая семья есть коллективное воплощение Ленина. Ленин живет в сердце каждого честного рабочего. Ленин живет в сердце каждого крестьянина-бедняка. Ленин живет среди миллионов колониальных рабов. Ленин живет в ненависти к ленинизму, коммунизму, большевизму в стане наших врагов…».

Сразу после смерти В.И. Ленина 21 января 1924 года было принято решение сохранить образ великого вождя и соорудить на Красной площади мавзолей. По проекту Алексея Щусева первоначально было построено деревянное сооружение. Это была простая постройка: углубление в земле около 3 метров, над которым возвышалось деревянное строение в виде куба с трехступенчатой пирамидой сверху. Люди входили с одной стороны, огибали гроб и выходили с другой стороны. В апреле было построено новое деревянное сооружение, по форме соответствующее современному, с пристроенными трибунами. Саркофаг был выполнен по проекту архитектора К. Мельникова и служил до окончания Великой Отечественной войны. У входа дежурил почетный караул.
В 1930 году было построено каменное сооружение также по проекту А. Щусева. Строение было облицовано темно-красным гранитом, мрамором, а у входа выполнена надпись – Ленин. По обеим сторонам построили трибуны, с которых члены Правительства приветствовали проходящие демонстрации и наблюдали за военными парадами. Внутри расположен траурный зал площадью 1000 кв.м. Советскими учеными была разработана уникальная технология, позволившая сохранить тело вождя в течение многих десятилетий.[10]

мавзолей Волконских, храм свт.Димитрия Ростовского, портрет Ленина на портике храма

В Суханове на фотографии 1927 года над воротами портика храма мы видим портрет В.И.Ленина. Примерно в то же время в литературе уже встречается термин «Сухановский мавзолей». В.В.Згура называет здание храмом-мавзолеем. (К истории русского ампира//Сборник ОИРУ.Вып. 6-8.М., 1927 год).

В начале 30-х годов богослужения в храме уже прекратились, а останки князей Волконских были удалены из усыпальницы.

Фамильный склеп князей Волконских

Фамильный склеп князей Волконских устроен был в помещении усыпальницы под храмом, отдельный вход в которую со стороны колокольни замыкался решетчатыми чугунными воротами, украшенными бронзовым княжеским гербом.[1]
К концу XIX века в усыпальнице находилось пять захоронений князей Волконских:план склепа под храмом свт.Димитрия Ростовского, Суханово, усыпальница Волконских

Первое захоронение –– генерал-лейтенанта, князя Дмитрия Петровича Волконского (1764– 30.09.1812гг.), в память которого построена церковь.

Второе — храмосоздательницы княгини, статс-дамы Её Величества Екатерины Алексеевны Волконской, урожденной Мельгуновой (18.05.1770 — 21.08.1853гг.)

Третье — светлейшей княгини Марии Петровны Волконской (урожденной Кикиной) – супруги светлейшего князя Дмитрия Петровича Волконского. (16.10.1815 – 6.10.1854гг.)

Четвёртое — гофмейстера Императорского двора, светлейшего князя Дмитрия Петровича Волконского (1805 – 1859гг.) – сына генерала фельдмаршала, светлейшего князя Петра Михайловича Волконского.

Пятое — княгини Ольги Дмитриевны Волконской. (По всей видимости, княгиня О.Д. Волконская – родственница хозяев усадьбы. Сведений о годах жизни и портрета пока не найдено).

Димитрий Петрович Волконский, Екатерина Алексеевна Волконская(Мельгунова), Мария Петровна Волконская(Кикина), Дмитрий Петрович Волконский, усыпальница князей Волконских, мавзолей

Шестое захоронение — последнего светлейшего князя-отрока Дмитрия Петровича, правнука генерала фельдмаршала Петра Михайловича Волконского, находилось на открытой площадке с западной стороны, напротив главного входа в храм-усыпальницу. Место для погребения (вне склепа) было выбрано самим умирающим князем Дмитрием. Над могилой был поставлен памятник: массивная гранитная плита, на которой сверху была укреплена ещё одна, из белого мрамора, с крестом и надписью: «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят»[5].
Отрок Дмитрий Петрович Волконский, трагически погиб на 17 году жизни от сотрясения мозга с кровоизлиянием при падении из экипажа в селе Таболово в имении купца Гаврилова, в 6 верстах от Суханова 23 мая 1892 года. В настоящее время место захоронения забыто и заброшено.

могила князя Дмитрия Волконского, Суханово, мавзолей

Гонения на Церковь не обошли Суханова

После свершения революции в 1917 году, отречения от престола Николая II, в России побеждает рабоче-крестьянская советская власть, которую возглавил вождь революции В.И.Ленин. Тяжелая военно-политическая обстановка, гражданская война, интервенция, разруха, нехватка продовольствия, инфляция – вот те условия, при которых советское правительство боролось за власть. В конце 1920 – начале 1921 г. наша страна переживает глубокий экономический и социальный кризис. Дефицит топлива, голод, безработица. В марте 1921 года на X съезде ВКП(б) принимается резолюция «О единстве партии», где запрещается всякая фракционная деятельность. В 1922 году фальсифицирован процесс по делу эсеров, арестовывают меньшевиков, взят курс на формирование однопартийного политического режима, и начинают активные гонения на Церковь. [9]
В марте 1922 года В.И.Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью…Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше».[22]
Например, в Московском уезде изъятие церковных ценностей происходило с 25 апреля 1922г. по 16 мая 1922 года. Кампания была четко спланирована.
Из протокола №1 заседания Комиссии Московского уезда по изъятию церковных ценностей от 12 апреля 1922 года:
План работ по изъятию церковных ценностей:
1. Начать изъятие церковных ценностей после Пасхи с 24 апреля.
2. Изъятие ценностей производить сразу в целом районе, для чего перебросить всех уполномоченных в каждый отдельный район. Каждый район разбить на несколько подрайонов (баз) в зависимости от количества и расположения церквей и путей сообщения.изъятие церковных ценностей
3. Для распределения работы по районам и инструктирования уполномоченных созвать совещание последних на 22 апреля.
4. Просить Райком теперь же начать агиткампанию по изъятию ценностей в пользу голодающих.
5. Относительно транспорта и тары поручить озаботиться т.Гиберу М.
6. Поручить Управлению делами Президиума МУС истребовать описи церковного имущества по Московскому уезду и заготовить бланки протоколов, описей, мандатов и извещений для изъятия ценностей.
7. Составить смету необходимых расходов и внести на обсуждение следующего заседания Комиссии, которое назначить на 20 апреля.[13]

Были составлены списки церквей уезда. В состав комиссии по изъятию церковных ценностей входили рабочие с фабрик и заводов, с отрывом от производства, организована охрана. Членам комиссии выдавались документы с таким содержанием: «Мандат на имя Кондрашова В.Н. (члена комиссии по изъятию церковных ценностей)….. Все должностные лица советских учреждений и организаций, милиции, воинских частей, а равно члены церковных советов обязаны оказывать полное и всестороннее содействие в работах по изъятию ценностей и охране порядка. В случае неисполнения прямых распоряжений и требований имеет право арестовать и заключить под стражу виновных».[6]

разбор церковных ценностей в Гохране

По просьбе верующих в некоторых случаях возвращались необходимые вещи для богослужения. Допускалась замена риз особо почитаемых икон на тот же вес драгоценных металлов. Чтобы избежать резкого недовольство народа, в бедных церквях изымали с осторожностью: «Сов.секретно. Инструкция уполномоченным Уездных комиссий по изъятию Ц.Ц. …….К изъятию ценностей в бедных деревенских церквах подлежит подходить с особой осторожностью и изымать из них только лишь абсолютные излишки. В богатых церквах изъятие производится в общем порядке по инструкции. Председатель Губкомиссии /Медведь». [7]

На что тратились деньги комиссией по изъятию церковных ценностей:
— Устройство собраний (200 шт.)
— Разъезды уполномоченных (228).
— Дневной заработок рабочих с фабрик и заводов 228 дней 342 000 000 руб.
— Разъезды комиссии.
— Транспорт – автомобили 29 баз.
Ломовой – 228 лошадей.
— Тара мешков – 300 шт., сургуч, бечевка.
— Канцелярския и типография – 50 000 000.
ИТОГО: 719 500 000 руб. [13]
В Суханове из двух храмов усадьбы власти изъяли серебряные ризы с 13 икон, крышки с Евангелий, 14 лампад, два креста, дарохранительницу, кадила и сосуды общим весом пуд 28 фунтов. [2]
Разграбленная церковь не могла функционировать. Судьба последнего священника прихода села Суханова Машкова Аркадия Александровича, как и многих новомучеников российских, закончилась трагически расстрелом в 1938 году в Магадане.

«Ниточка» к декабристам

По рассказам старожилов, княжеские останки в фамильной усыпальнице князей Волконских покоились в цинковых саркофагах и имели дубовыеНадгробия Волконских в Суханове, надгробия младенцев Пестель футляры снаружи. Только три надгробия: Дмитрия Петровича. Екатерины Алексеевны и Марии Петровны Волконских находятся в настоящее время рядом с левым двухэтажным флигелем недалеко от храма свт. Димитрия Ростовского. Куда девались еще два гранитных надгробия — неизвестно, как и то когда и куда исчезла могила молодого князя.

Рядом с надгробиями Волконских нельзя не обратить внимание на памятники в виде небольших тумб и надписями; «Пестель Варвара Александровна. 13.IX. 1837-28. Y1.1838» и «Пестель Мария Александровна 10.Х1.1840-11.XI.1840».
Геннадий Федорович Гарин, видновский краевед писал: «кто они и как оказались тут их могилы в исторических и литературных источниках мы ответа не нашли. Не смогли объяснить суть дела и опрошенные нами работники Дома творчества».[11]
Известно лишь то, что младший брат жены фельдмаршала Софьи Григорьевны Сергей Григорьевич Волконский был участником Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русских полков, которые сильно повлияли на его мировоззрение. «Все, что мы хоть мельком видели в 13 и 14 годах в Европе, — говорил он, — породили во всей молодежи чувство, что Россия в общественном, внутреннем и политическом духе весьма отстала…»декабрист князь Сергей Григорьевич Волконский
Его, как и многих других Волконских, лично знал император Александр I. Однажды, беседуя с Сергеем, он спросил его о «народном духе» после Отечественной войны.
«Вы должны гордиться им, — ответил будущий декабрист, — каждый крестьянин герой, преданный Отечеству и Вам. А дворянство? — спросил император.
— Стыжусь, что принадлежу к нему: было много слов, а на деле ничего». После длительных поисков путей общественного переустройства, попыток создания лож «трех добродетелей» и «Соединенных друзей» по типу масонских, в 1820 г. он принял участие в первом съезде Южного общества, тесно сотрудничал с П.И.Пестелем, по заданию которого устанавливал связи с Северным обществом. Их объединяла не только общность взглядов, но и личная дружба. Павел Иванович Пестель был одним из гостей на свадьбе Сергея с Марией Николаевной Раевской в январе 1825 г.светлейшая княгиня София Григорьевна Волконская

Сергей Григорьевич неоднократно гостил в Суханове у своей любимой сестры – Софьи Григорьевны Волконской. По делу декабристов генерал-майора С.Г.Волконского приговорили к смертной казни, замененной 20 годами каторги. С 1826 года он уже на Нерченских рудниках, куда в следующем году, оставив родителям маленького сына, последовала и Мария Николаевна, прожив там почти 30 лет.
Вероятнее всего после казни П.И.Пестеля в Суханове на какое-то время нашел приют его младший брат Александр Иванович Пестель, а его скончавшиеся дочери и были здесь похоронены.
Здесь уместно сказать несколько слов о Софии Григорьевне. Дочь члена Государственного совета, генерала от кавалерии Григория Семеновича Волконского в 1800г. вышла замуж за князя Петра Михайловича ксветлейшая княгиня София Григорьевна ВолконскаяВолконского и сопровождала мужа в свите императора в заграничном походе 1813-1814 годов. Пользовалась расположением императрицы Елизаветы Алексеевны и в качестве кавалерственной дамы вместе с мужем находилась в Таганроге в последние дни Александра I, а после его смерти одним из мест пребывания вдовствующей императрицы намечалось Суханово, но затем было принято другое решение.
События 14 декабря 1825 г. и последующая ссылка любимого брата, что по ее мнению было слишком строгим наказанием, вынудили пересмотреть свое отношение ко Двору. И, хотя в 1832 она пожалована званием статс-дамы, но появлялась при Дворе редко несмотря на то, что продолжала жить в Зимнем дворце.
Княгиня Софья Григорьевна активная участница женского благо-творительного общества, целью которого было:
— раздача разоренным от войны (1812г.) денежных пособий на первые необходимые потребности;
— помещение бедных, слабых и увечных в казенные и частные больницы;
— ходатайство о помещении детей бедных родителей на казенное содержание или для обучения ремеслам;
— предоставление помещения тем из бедных, кто своими трудами не могли обеспечить себе пропитания;
— предоставление разоренным ремесленникам средств к возобновлению работ;
— забота о сиротах, оставшихся после убитых, раненых и разоренных родителей. [21]
Софья Григорьевна построила несколько православных храмов во Владимирском уезде. После смерти мужа она ездила в Сибирь на свидание с Сергеем Григорьевичем, а потом, заболев уехала за границу и больше не возвращалась в Россию. Умерла она в Женеве в 1868 г. В Суханове долгое время хранился ее портрет работы Беннера.[11]

О Церкви святителя и чудотворца Димитрия Ростовского в Суханове

Почти полвека церковь свт.Димитрия Ростовского в Суханове считалась домовой церковью князей Волконских и полностью содержалась за их счет. Ее достопримечательностями являлась икона Спасителя с серебряной каемкой, которой митрополит Московский благословил князя Петрахрам свт.Димитрия Ростовского, усыпальница Волконских, Суханово Михайловича Волконского, а также серебряные с позолотой потир, тарелка для благословения хлебов, яйцеобразная лампада перед одной из икон усыпальницы, облачения священника и диакона, в разное время пожертвованные храм свт.Димитрия Ростовского, усыпальница Волконских, СухановоВолконскими. Сама церковь до начала 20-х годов XX в. использовалась по назначению, а во флигелях вначале размешались богадельни, а с 1892 г. — земская лечебница, первым врачом которой стала Надежда Михайловна Костомарова, спустя некоторое время переведенная под деревню Потапово, где владелица сельца Загорье Крестовникова приобрела для нее участок земли. Во флигелях же с 1893 г. разместили частную школу, попечительницей которой стала светлейшая княгиня Ольга Петровна Волконская (урожд. Клеймихель). Школа называлась Димитровской по имени молодого князя Волконского, умершего в 1892 году.
В летописи Сергея Николаевича Соловьева, псаломщика и историка Церкви в Суханове мы можем найти:

Соловьев Сергей Николаевич, летопись Суханова, 1901г.

С.Н.Соловьев, псаломщик и учитель словесности в Суханове

• хронику посещения села Суханово Высочайшими особами;
• достопримечательности храма
• селения, принадлежащие приходу;
• причт церкви села Суханово;
• Священники церкви села Суханово;
• Дьяконы и причетники церкви села Суханово;
• Старосты и благотворители церкви села Суханово.
Летопись опубликована в книге И.Н.Сергеева «Царицыно». Там же находятся сведения о создателях храма святителя и чудотворца Димитрия Ростовского. (см. Приложение)
Храм был выстроен в 1812-13 годах хозяйкой подмосковной усадьбы Суханово Екатериной Алексеевной Волконской (урождённой Мельгуновой, 1770-1853). О её муже, Дмитрии Петровиче Волконском, немного известно. Он был сыном председателя Рязанской гражданской палаты, князя Петра Александровича Волконского, женатого на Анисии Ивановне Гагиной (умерла до 1788г.). Князь Дмитрий Петрович родился в 1762 году. Начав службу в Преображенском полку, к концу царствования Павла I, он был уже генерал-лейтенантом, занимая должность генерал-интенданта, которую сохранил и при Александре I. В 1807 году он сопровождал, в числе немногих лиц свиты, государя в действующую армию. Умер князь Дмитрий Петрович Волконский, после продолжительной болезни 30 сентября 1812 года в селе Малинках, Рязанской губернии, где и был временно погребён. [1]герб князей Волконских
С 1812 года в Суханово шли крупные перестройки. В стороне от главного дома на живописной возвышенности появляется каменная церковь во имя свт. Димитрия Ростовского. По своему типу её относят к купольным храмам-ротондам, образцом которых является Пантеон. Автором проекта церкви с фамильной усыпальницей является Доменико Жилярди, непревзойденный мастер московского ампира.
Из летописи, составленной и написанной псаломщиком Сергеем Соловьевым на основании документов, имеющихся в ризнице и посредством откровения старожилов в 1901 году, мы узнаем, что в память преставления супруга княгини Е.А.Волконской, был заложен храм в лето «от Христова воплощения 1813 года майя XXX дня… Освящен сей храм в 1814 году, согласно указа Консистории за № 746. Церковь сия именовалась до 1860 года домовою князей Волконских, но с октября 1860 года указом консистории предписано считать приходскою. Указ за № 6074». [2]
«Прах князя Дмитрия Петровича Волконского в 1814 году был перевезён из Рязанской губернии в Суханово и предан земле в склепе под вновь построенной церковью». Так повествует нам Удо Георгиевич Иваск (1878-1922), художник, библиограф, историк книги, коллекционер.[1]
Церковь имела неоштукатуренные стены, кроме карнизов, портика и колонн, окрашенных в белый цвет. С восточной стороны её окружала полукруглая колоннада, имеющая в середине колокольню и оканчивающаяся двумя одноэтажными флигелями, где устроены были богадельни, мужская и женская, причем кухня для них была общая, и помещалась под колокольней. Церковь имела три входа (как и положено в любой православной церкви). К центральному входу, украшенному дорическим портиком из мячковского известняка, ведет широкая каменная лестница, по сторонам которой стояли чугунные треножники-жертвенники. [1] Они усиливали «античный характер храма-мавзолея. На подножии жертвенников читалась надпись: «Отлит на заводе князя Бибарсова», и дата отливки – 1827г. [5]

иконостас храма свт.Димитрия Ростовского, СухановоЕдинственным украшением здания храма (помимо белокаменных деталей) были с западной стороны над карнизом две летящие фигуры «победы» с венками в руках – непременный атрибут здания, посвященного военным событиям. Купол был увенчан шпилем с яблоком и небольшим крестом. [5]
Внутренность церкви вполне гармонировала с её изящным внешним видом. Великолепная коринфская колоннада со стильным карнизом и полукруглым куполом придавала ей удивительную уютность и пленяла своею простотой и совершенством пропорций. «Строитель храма отлично справился с нелегкой задачей приспособления для прославленного богослужения круглого здания, оставляющего мало места для алтаря». [1]
На карте Генерального плана усадьбы начала XIX века церковь помечена за №16, а в условных обозначениях читаем название: «Церковь св.Дмитрiа».
Из летописи Сергея Николаевича Соловьева следует, что в селе Суханове имелся ПРИЧТ ЦЕРКВИ (в ед. числе), тогда как храма было два: Богородицерождественский и свт. Димитрия Ростовского.

Церковь, храм, или мавзолей?

Рассмотрим значение этих слов.

название значение

 Церковь (с большой буквы)

Церковь

По Ожегову: Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община. [17]
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой —
Церковь (ж.) 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.
Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию…

церковь (с маленькой буквы)

церковь

В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы). [23]
Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

храм

храм

из Энциклопедического словаря:
Храм – культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов – христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм. [17]
Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.
Существует несколько наиболее распро-страненных форм храма: вытянутая, наподобие корабля, – означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь; крестообразная (четырехугольная) – означающая, что Крест Христов является основанием и силой Церкви; круглая форма означает вечность Св. Церкви; восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывает, что Церковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.
Православный храм всегда венчается куполом с крестом и обычно имеет колокольню.
Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор…[23]

мавзолей

мавзолей

(лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе Галикарнас. М. получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке (см.Гробница). В социалистической архитектуре был найден новый принцип композиции М.: сочетание его с трибуной придало монументальной архитектуре М. общественную значимость (Мавзолей В. И. Ленина в Москве; Мавзолей Г. М. Димитрова в Софии, 1949, архитекторы Г. Овчаров и Р. Рибаров; усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, 1950-е годы, архитекторы Б. С. Мезенцев и Чимид).[14]

значение слова «мавзолей» по Ожегову:
«Мавзолей» — Большое надгробное мемориальное сооружение. [16]

усыпальница

усыпальница Волконских

— это помещение для погребения, склеп, обычно членов одного рода, одной семьи (из словаря Ожегова).
На фото – фамильная усыпальница московских кн.Волконских на Новодевичьем кладбище в Москве.

склеп

склеп Волконских, Суханово

(от польск, sklep — свод, подвал), внутреннее, обычно заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего.

Как мы видим, слово «церковь» можно употреблять как по отношению к общине, так и, говоря о здании, сооружении, где проходят христианские богослужения. Разница только в написании первой буквы (с большой буквы пишем, если речь идёт об организации верующих, а с маленькой – если о здании). Если говорить об архитектурном здании, то понятие «храм» более узкое, нежели понятие «церковь». Сергей Николаевич Соловьев в летописи упоминал о причте ЦЕРКВИ одной приходской общины в селе Суханове, хотя храмов в усадьбе было два.

В заключении

Исходя из вышеизложенного, в Суханове знаменитое архитектурное творение Доменико Жилярди в стиле ампир уместно называть: храм (церковь) святителя и чудотворца Димитрия Ростовского с фамильной усыпальницей князей Волконских, т.к. там долгое время проводились богослужения Русской Православной Церкви, а в настоящее время восстановлен временный алтарь, возобновлены службы. В храме происходит молитва о здравии ныне живущих людей и о упокоении душ усопших. В настоящее время в фамильной усыпальнице под храмом захоронений нет.
Название «мавзолей Волконских» появилось в 20-е годы XX века в результате многолетней пропаганды советской власти, в том числе в сфе-ре архитектуры (т.н. монументальная пропаганда). Начало осуществления плана монументальной пропаганды было положено декретом СНК РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» (утвержден 14 апреля 1918 года). В 20-е годы XX века на карте усадьбы Суханово храм свт. Димитрия Ростовского превращается в так называемый «мавзолей Волконских», что противоречит по своей сути предназначению этого уникального исторического архитектурного сооружения, выстроенного в 1813-14гг кн. Волконскими как православный храм в честь победы России над Наполеоном.

храм, свт.Димитрия Ростовского, усыпальница Волконских, мавзолей, усадьба Суханово

храм свт.Димитрия Ростовского с усыпальницей кн.Волконских

©Антонова Е.П.
Выражаю большую благодарность видновскому краеведу Ирине Леонидовне Илясовой за поддержку и консультации по истории усадьбы Суханово.

Список источников
Литература
1. У.Г.Иваск. Село Суханово – подмосковная светлейших князей Волкон-ских. 1915г.
2. И.Н.Сергеев. Царицино. Суханово. Люди, события, факты. М. «Голос», 1998г.
3. Пилявский В.А. Суханово. – Л.: Стройиздат, Ленинградское отд-ние, 1986.-160 с.
4. В.Г.Глушкова. – Усадьбы Подмосковья. Исторический путеводитель.М., «Вече», 2006г.
5. Б.Г.Якеменко. Суханово, М.: Мосты культуры, 2008. – 256с.
6. ГКУ МО ЦГАМО, Фонд №744, оп.1, дело №67, Л.9
7. ГКУ МО ЦГАМО, Фонд №744, оп.1, дело №67, Л.121
8. ГКУ МО ЦГАМО, Фонд №744, оп.1, дело №67, Л.126
9. О.Н.Карпухина. Е.В.Гаврилова. Краткий курс по истории Отечества. М.: Окей-книга, 2012.- 158с.
10. Сайт «Лоцман путешествий», http://www.msk-guide.ru/mavzoley_lenina.htm
11. Методические материалы к экскурсии по усадьбе Суханово. Г.Ф.Гарин
12. Центральный государственный архив Кинофотодокументов, Спб. Шифр П 292 сн.77. Альбом П 292.
13. ГКУ МО ЦГАМО. Ф744, Оп.1, Д 67, Л.4
Интернет:
14. slovari.yandex.ru
15. chitalnya.ru
16. http://что-означает.рф/
17. http://tolkslovar.ru/ts632.html
18. http://arch-heritage.livejournal.com/1212894.html
19. Официальный сайт Союза архитекторов России: http://uar.ru/we/dt_sukhanovo/
20. сайт общественной организации «Суханово»: http://www.russpro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=76&lang=ru
21. http://waterloo.ucoz.ru/index/zhenshhiny_1812_goda/0-19
22. Информационный аналитический портал Саратовской и Вольской епархии. Фото Александра Филиппова. http://www.eparhia-saratov.ru/pages/61627_svyashennik_aleksandr_mazirin_cerkov_spasaet_sam_hristos_v_otvet_na_ispovednicheskoe_stoyanie_
23. Справочный сайт «Азбука веры» http://azbyka.ru/dictionary/21/hram.shtm

просмотров(156)