Богородицерождественская церковь

Краткое описание церкви

Название Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Обиходные названия Богородицкая церковь, Богородицерождественская церковь, Рождество-Богородицкая церковь
Тип постройки Церковь
Дата основания 1782г.
Дата постройки  здания 1782-1785гг.
Историческое исповедание Православная
Статус Не сохранена
Адрес на 1917г. Московская губерния, Подольский уезд, Сухановская волость, с. Суханово
Современный адрес Московская область, Ленинский муниципальный район, ОКН «Усадьба Суханово»
Краткое описание Каменный восьмигранный храм в стиле позднего барокко, выстроенный на средства А. П. Мельгунова. В 1826 пристройкой объединен с усадебным домом. Имелся Тихвинский придел.


Факты из истории существования церкви

план усадьбы Суханово, храм Рождества Богородицы, разрушен

Генеральный план усадьбы Суханово, начало XIX в.

В селе Суханове имелись две церкви. И одна из них – Богородицерождественская. До 1785 года в Суханове церкви не было. Само Суханово именовалось сельцом, приход которого принадлежал к церкви  Тихвинской Божией Матери, прежде бывшей в селе Богородском — Спирове тож, что ныне деревня. Церковь в Спирове пришла в ветхость и в 1782 году усердием и по обету владетеля сельца Суханова генерала Алексея Петровича Мельгунова с разрешения епархиального начальства (разрешительной грамоты не сохранилось) приступлено к сооружению каменной церкви в сельце Суханове во имя Рождества Пресвятые Богородицы с холодной внутренностью, но с теплым приделом во имя явления иконы Божией Матери Тихвинской.

В 1785 году, ко времени приезда Екатерины II в Царицыно, приведена постройка церкви в надлежащее благоустройство, церковь была построена формою восьмигранной, а придел — палатообразный. Августа 31 дня того же года, в день Воскресный и на память положения честного пояса во Влахерне церковь освящена. На пристойном же месте по разборке Тихвинской церкви в селе Богородском — Спирове тож, поставлена деревянная часовня.

Богородицерождественский храм, Суханово, разрушен

Фрагмент карты усадьбы Суханово, начало XIX века. Главный дом(1), Богородицерождественский храм(3)

Схема Главного дома с Богородицерождественским храмом.

Первоначально церковь построена была в некотором небольшом расстоянии от главного княжеского дома, о чём  свидетельствует карта. В архитектуре церкви видны элементы стиля барокко.  В Суханове мы видим смешение двух архитектурных стилей: строгого классического и имперского, пышного барокко. Здание церкви подобно маленькой изящной жемчужинке, которая видна и на изображении карты генерального плана усадьбы.

В 1826 году храм сей был определен для придворной церкви императрицы Елизаветы Алексеевны, пожелавшей короткое время провести в селе Суханове. По этому случаю церковь соединена с княжеским дворцом двухэтажною пристройкою. Верхний этаж предназначен для присутствования при богослужениях и для ризницы, отделяется от церкви деревянною со стеклами аркою. Нижний этаж для паперти. Двухэтажная пристройка сохранилась и поныне. Как мы поняли из чертежа, этот вход  и был одним из входов  в здание храма. Но не суждено было прибыть в Суханово Ее Величеству. Волею Божией императрица Елизавета Алексеевна скончалась по дороге в Суханово в городе Веневе Тульской губернии. Церковь осталась приходской.

«Ремонтировка храма»

Церковь с ее основания поддерживали владельцы села Суханова. В то же время они нисколько не стесняли и ревнующих о благолепии храма украшать его. Так, например, в 1874 году усердием мануфактур — советника Павла Акимовича Овчинникова, возобновлена внутренность и наружность храма. Стены выкрашены клеевой краской. Иконостасы и в них местные иконы нижнего яруса позолочены. Позолочена так же и вся богослужебная утварь.

дворец с храмом, Суханово

усадебный дворец с храмом Рождества Богородицы

По обновлении освящение совершено в день памяти Святых Апостолов Петра и Павла.

В память чудесного спасения Государя Императора Николая Александровича, в бытность наследником, от грозившей Ему опасности в Японии, 29 апреля 1891 года, возымел желание выкрасить внутренность церкви масляной краской, а наружность клеевой, московский купец Василий Андреевич Андреев.

Приступлено было к работе с разрешения Епархиального начальства 9 июня 1891 года и окончено в сентябре. В воскресный день, 22 сентября 1891 года церковь вновь была освящена.

храм Рождества Богородицы, Суханово

Макет Богородицерождественского храма в усадьбе Суханово (разрушен)

Так как церковь была холодной и от теплого придела отделялась аркою, то Андреев, видя тесноту придела, пожелал сделать всю церковь теплою. Он вставил двойные рамы в окна, вновь переклал две печи и поставил печь в алтаре.

1901 года июня 3 дня усердием крестьянина села Суханова Ильи Филипповича Жарова водружены на церковь и колокольню кресты железные вызолоченные сусальным золотом, так же и главы.

В том же году в июле месяце вызолочен иконостас и местные иконы в приделе усердием Василия Андреевича Андреева.

В 1912 году согласно прошения Епархиальным начальством был разрешен внутренний и внешний ремонт храма. Перекрыт кумпол, окрашена крыша масляной краской, а стены клеевой. Стены внутри окрашены масляной краской и расписаны орнаментом и живописью стены и потолки. Вновь перезолочен главный, Богородицерождественский иконостас. Все это сделали на средства церкви и израсходовали до 2500 рублей.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ХРАМА

Напрестольный крест сребропозолоченный с частицами Святых мощей разных Святых оказывает благодатную помощь младенцам.

Храмовая икона Божией Матери «Утолимые» в сребропозолоченной ризе внесена в храм владельцем генералом Мельгуновым в память построения им и освящения храма 31 августа 1785 года. По этому случаю и празднование иконы Божией Матери «Утолимые» положено по разрешению Платона митрополита Московского каждогодно 31 августа. При этом службы отправляются по храмовой главе и пред литургиею совершается водоосвящение и праздник бывает в селе Суханово трехдневный.

Богородицерождественская церковь, усадьба Суханово

церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суханове. Фото 1920-е годы

Икона Божией Матери «Казанския», что за левым клиросом поставлена московским купцом Василием Андреевичем Андреевым в 1858 году без ризы в медном венце.

В благодарность Царицы небесной от избавления от смертной опасности его, Андреева, при болезни, возложил он на сию икону сребропозолоченную ризу весом 7 фунтов 26 золотников и к ней лампаду сребропозолоченную с эмалью весом, примерно, 2 фунта, с устройством деревянного иконостаса сплошь позолоченного. Благотворение совершено и окончено 23 марта 1892 года.

церковь, усадьба, Суханово

Богородицерождественская церковь в Суханове

Икона Великомученика и целителя Пантелеймона в золоченом отливе с сребропозолоченным венцом и к ней лампада сребропозолоченная весом 2 фунта 18 золотников с эмалью с устройством деревянного иконостаса сплошь позолоченного. Пожертвована московским купцом Василием Андреевичем Андреевым 7 ноября 1892 года в память чудесного спасения Государя Императора Александра Александровича и Августейшего Его семейства 1888 года октября 17 дня на станции Барки Азово-Харьковской железной дороги.

Икона Божией Матери «Тихвинския», храмовая, местная в приделе иконостаса, принесенная из упраздненной церкви в селе Богородском — Спирове тож, явившая благодатную помощь во время морового поветрия в 1771 году. Тогда была возложена серебряная вызолоченная риза на сию икону и в семидесятых годах XIX века явлены были милости Царицы Небесной во время холерной эпидемии и падежа скота.

церковь, Суханово, усадьба, разрушена

Богородицерождественская церковь в Суханове. 1930-е годы

Икона Святого Благоверного Великого князя Александра Невского в особом иконостасе, украшенном позолоченной резьбой в трапезе у левой стены. На иконе позолоченная медная риза. Пожертвована крестьянином деревни Лопатина, впоследствии московским купцом Феодором Ивановичем Шершековым в память освобождения крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 года.

Икона Божией Матери «Иерусалимския» в меднопосеребреной ризе в особом иконостасе, украшенном позолоченной резьбой за стеклом. Перед ней сребропозолоченная лампада установлена усердием крестьянина деревни Лопатина Михаилом Ильиным Шершековым 27 марта 1879 года.

Икона Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца в золоченом отливе в особом киоте за стеклом подарена усердием московской купчихи Наталии Ивановны 20 апреля 1898 года.

Икона Отрока Иисуса старинного иконописания в медной ризе в особом киоте подарена усердием крестьянина деревни Боброва Ивана Ивановича Егорова-Трудова с сребровызолоченной лампадой 18 ноября 1900 года.

Икона Святого мученика Трифона фряжского иконописания в особом иконостасе, украшенном позолоченною резьбою, подарена крестьянином деревни Лопатина Иваном Дмитриевичем Зудиным в 1901 году мая 24 дня.

В придельном иконостасе над царскими вратами достойна внимания икона Тайной Вечери, которая шита разноцветными шелками в Смольном институте Санкт-Петербурга.

храм Рождества Пресвятой Богородицы в Суханове. 1930-е годы

При основании храма в 1785 году колокольни не было. Колокола висели на столбах в расстоянии от церкви на 20 сажен. Указом Московской Духовной Консистории от 31 декабря 1854 года за № 8289 дозволено выстроить колокольню. В 1855 году усердием и иждивением владетелей села Суханова князей Волконских выстроена каменная одноярусная квадратная в плане колокольня с западной стороны от церкви. На ней висят семь колоколов. В их числе: большой в 107 пудов вылит в память священного коронования их величеств Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны в 1883 году мая 15 дня по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Московского и Коломенского, и преосвященнейшего Мисаила, епископа Можайского усердием московского купца Феодора Ивановича Шершекова при священнике Николае Никитиче Глаголевском, при церковном старосте Иване Феодоровиче Зудине в 1883 году сентября 7 дня.

Второй колокол в 30 пудов вылит при священнике Александре Феодоровиче Розанове и церковном старосте Андрее Васильевиче Дамове в 1864 году.

В 1922 г. из двух церквей усадьбы власти изъяли серебряные ризы с 13 икон, крышки с Евангелий, 14 лампад, два креста, дарохранительницу, кадила и сосуды общим весом пуд 28 фунтов. Вероятно, ущерб, нанесенный усадьбе, был бы еще более ощутим, если бы не учитель школы Борис Петрович Баженов, под руководством которого учащиеся создали музей местного края, с отделами геологии, ботаники, зоологии, археологии и быта, занимавшие 10 комнат усадьбы. Уже в 1923 г. музей стал участником Всероссийской сельскохозяйственной выставки и получил ее премию. С его экспонатами знакомились не только местные жители, но и москвичи, и даже иностранцы. В 1926 г. его посетили более 1300 организованных экскурсантов и одиночек.

В 30-е годы XX века храм был разрушен. Забыто место. Но, там был АЛТАРЬ, там велось Богослужение. В наше время на месте разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы вплотную к усадебному дому растет лес, возраст которого примерно 70-80 лет, его мы можем видеть на фото. В этом лесочке от усадебного дома идут тропинки, люди ходят по своему усмотрению и удобству. Можно посидеть на лавочке, отдохнуть, покурить. Мы нашли даже большую пепельницу-ведро. А ведь здесь был алтарь храма. Это святое место для христиан. Как мы поняли, алтарь – это главное святое место православного храма, куда нет доступа мирянам, а только священникам. А здесь люди попирают святую землю, даже не подозревая об этом. Можно ли исправить ситуацию?С этим вопросом я обратилась к священнику Видновского храма св. Георгия Победоносца отцу Николаю (Берсеневу), и вот каков был его ответ:

«Так как все-таки по правилам церковным, если есть возможность восстановления храма, его нужно восстановить, если же такой возможности нет, то желательно алтарную зону (хотя бы приблизительно) огородить, поставить на ней памятный Крест и табличку, которая бы указывала, что на этом месте был храм и св. Алтарь. Ангел-Хранитель, который дается Богом каждому храму при освящении никуда не уходит от храма, даже если храма давно уже нет и в помине. Поэтому лучше всего на месте алтаря или храма не пытаться ничего не строить и никак эту территорию не использовать — это земля святая, она посвящена Богу».

Углубимся в историю нашего края. Во время набега крымского хана Дивлет-Гирея в 1571 году и в годы Смуты более половины всех церквей нашей округи, часто вместе с селами(Боброво, Саврасово на Пахре, Мисайловское, Ладыгино, Дрожжино, Кармазово, Покровское-Валуево), включая все погосты, были уничтожены. Архивные документы сохранили лишь часть названий разрушенных церквей, о которых мало кто знает из современных жителей. По народному обычаю, в память об уничтоженных церквах в селениях ставились памятные знаки в виде часовен или крестов, обычно в точке, над которой возвышался крест уничтоженного храма.[15]

Чтобы поставить памятный крест нужно знать хотя бы приблизительное местонахождение алтаря разрушенного храма. К счастью мы нашли опубликованный план реконструкции усадебного дворца того времени, когда уже существовала восьмигранная церковь, по которому  можно примерно восстановить размеры церкви.

На одном из чертежей проекта реконструкции дворца (1820 гг.) [4] указаны размеры усадебного дома в саженях. Исходя из измерений на чертеже и учитывая, что в одном сажени 2,1336 метров мы сделали заключение, что центральная часть разрушенной церкви находилась на расстоянии примерно 12-13 м от пристройки главного усадебного дома, которая находится с северной стороны правого крыла главного усадебного дома.

Доценко Д.Н.

Антонова Е.П.

Литература

  1. Иваск У.Г. Село Суханово – подмосковная светлейших князей Волконских. М., 1915.
  2. Глушкова В.Г. – Усадьбы Подмосковья. Исторический путеводитель.М., «Вече», 2006г.
  3. Якеменко Б.Г. . Суханово, М., 2008г.
  4. Пилявский В.А. Суханово. – Л.: Стройиздат, Ленинградское отд-ние, 1986.-160 с.
  5. Вениамин, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль. Издание семнадцатое. С.-Петербург. Издание книгопродавца И. Л. Тузова, Гостинный двор, № 4. 1908.
  6. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. Для учащихся. –М.; Просвещение, 1996.-224с.
  7.  Сергеев И. Н. Царицыно, Суханово. М., 1998, «Голос»
  8.  www.russpro.ru
  9. http://galinka.su
  10.    http://www.pravoslavie.ru
  11. http://lib.eparhia-saratov.ru
  12. http://ru.wikipedia.org
  13. nds.nne.ru
  14. http://www.vidania.ru/slovar/gornee_mesto.html
  15. А.П.Зименков, А.В.Плотников. Видновский край с древнейших времен до наших дней. Очерки истории. М.,2007,с.132

просмотров(74)